Представители НовГУ прошли обучение по программе «Новая модель опорного университета»

Участники программы повышения квалификации «Школа ректоров 13: управленческие команды опорных университетов» вернулись из Москвы после обучения по второму из пяти модулей под названием «Новая модель опорного университета». Данная программа реализуется на площадке Московской школы управления СКОЛКОВО.

Цель программы – подготовка управленческих команд опорных университетов и разработка проектов стратегического развития российских вузов. Образовательная программа разработана бизнес-школой СКОЛКОВО по заказу Министерства образования и науки РФ.

Образовательная программа «Школа ректоров 13: управленческие команды опорных университетов» проходит с мая по октябрь 2017 года на кампусе бизнес-школы СКОЛКОВО и состоит из 5 образовательных модулей по 5 дней. По результатам конкурсного отбора было отобрано 106 участников программы, среди них — руководство и управленческий состав 22 опорных университетов «второй волны».

От НовГУ по программе обучаются Владимир Шульцев, начальник юридического управления, Владимир Шадурский, директор Института дополнительного образования, Юлия Шихова, начальник отдела университетского центра качества и Ольга Калпинская, заведующая кафедрой уголовного права и криминологии.

В работе Школы предусмотрен лекционный блок с приглашением авторитетных экспертов, проектная работа по 10 группам. Сотрудники НовГУ вошли в четыре основные группы: «Кадровая политика», «Миссия и бренд опорного университета», «Система управления» и «Функции опорного университета в региональном развитии». По результатам работы каждая группа будет представлять разработанные проекты и защищать их перед представителя Министерства образования и науки РФ в октябре текущего года.

С лекцией «Университет как объект управления и субъект регионального развития» выступил Андрей Щербенок, профессор практики Московской школы управления «Сколково». Он является автором десятка работ в области гуманитарных и социальных наук, опубликованных в США, Великобритании, Германии и России, выступал по приглашению с лекциями в университетах Калифорнии, Чикаго, Гронингена, Токио, Лидса, Оксфорда и Лондона, а также в ряде российских университетов, преподавал 17 различных учебных курсов в 6 университетах. В 2001 году защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ, в 2006 году – PhD по критической теории в Университете Калифорнии в Беркли.

А.Л. Щербенок рассказал об опыте развития Шеффилдского университета в сценарии развития города, занятого продолжительное время черной металлургией. Сам лектор с 2009 по 2011 год являлся преподавателем и научным сотрудником Шеффилдского университета. Ему удалось раскрыть суть реальных запросов которые должны идти от региона, а также возможности их реализации через образовательные и исследовательские компоненты базовых процессов в университетах. На своем опыте работы и сотрудничества с различными университетами мира Андрей Леонидович предложил свои оригинальные классификации в уровнях управления, присутствующих в современных университетах, а также секретах успеха в развитии высшего образования нашей страны.

После него с лекцией выступил Брейди Бейбек, адъюнкт-профессор университета Уэйна (США, Детройт). Он рассказал о том, как именно университет должен выступить драйвером в развитии города.

Как известно, в 2013 году Детройт был признан банкротом, что стало крупнейшим муниципальным банкротством в истории США. В таких сложнейших экономических условиях, усугубившихся демографическим коллапсом, власти штата, города и университет Уэйна нашли формы развития и смогли инициировать перспективные проекты в области образования, социального развития и инноваций. Лекция была организована на английском языке, сопровождающаяся прекрасным синхронным переводом. Сам Бейбек специализируется на политике городского развития, муниципальных выборах, государственном финансировании и анализе данных, является соредактором книги «St. Louis Metromorphosis», преподает курсы государственного управления, государственного финансирования и статистики.

Далее оргкомитет сформировал из участников Школы команды, которым был предложен онлайн-симулятор (обучающая игра) по созданию и управлению университетом будущего «World University Rankings». Команды в течение шести игровых лет стремились управлять развитием университета по заранее выработанной стратегии в условиях ограниченных ресурсов, множества рисков и агрессивной конкурентной среды.

Все команды, в которых принимали участие представители НовГУ, успешно справились с поставленными задачами.

По итогам игры было обсуждение реализации избранных стратегий, их корректировки по ходу действия, возникших трудностей и результатов.

После подведения итогов игры, программа обучения продолжилась лекцией Марка Мееровича, члена-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженного архитектора России, доктора архитектуры и доктора исторических наук на тему «История формирования системы образования в СССР в контексте регионализации».

Марк Григорьевич довольно обстоятельно показал, какие принципы были заложены в модель территориальной и функциональной организации системы образования в Советском Союзе и как это наследие влияет на современное российское высшее образование. Кроме того, он сделал акцент на возможностях выхода опорных вузов из «ловушки региональной замкнутости».

После 3-часовой лекции профессора Мееровича установку на проектную работу дал руководитель проектной работы обучения Борис Островский. Он сфокусировал внимание на аспекте проблематизации (то есть определения ключевой проблемной ситуации) в проектной работе. Каждая тематическая проектная группа получили задание определить ключевую проблему в своей предметной области и сформулировать тезис желаемого результата с учетом существующих трендов развития, определения своей роли в решении данной проблемы и имеющихся средств.

Получив такую вводную установку, проектные группы отправились выполнять задание. Итоговые результаты этой работы были представлены на следующий день на пленарном заседании школы.

Следующий модуль Школы начнется 3 июля.